ТОПЛИВНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ БОЛЕЕ 40 ЛЕТ
Уже 40 лет, как у General Motors обнародовали экспериментальный Electrovan с топливными элементами (ТЭ) на водороде. Да, да, революционная затея насчитывает полные 4 десятка лет истории. Чтобы разместить на шасси громоздкие агрегаты, пришлось взять за основу коробчатый “вэн” GMC Handivan. Сама по себе интересная конструкция (созданная на платформе печально знаменитой в середине 60-х заднемоторной легковушки Chevrolet Corvair) - по образу и подобию VW Kleinbus. “Вэн” натолкали агрегатами hi-tech (своего времени) – вплоть до прямых заимствований у НАСА. Две криогенные емкости - с жидким водородом и кислородом (тогда еще не шли по пути извлечения кислорода из атмосферного воздуха), 32 ТЭ, тяговый электромотор на 115 л.с. Electrovan мог пробежать на полной заправке почти 250 км и набрать скорость за 110 км/ч. Полезного груза он на борт фактически не брал, но ездил по дорогам и давал бесценный опыт.
Поразительная инициатива; ведь тогда в Америке еще никто не думал ни о цене нефти, ни об экологии. Теперь Electrovan покоится в знаменитом Petersen Automotive Museum, Лос-Анжелес, - и обозначает определенную историческую веху в развитии автомобилестроения. А силовые агрегаты с ТЭ проделали за 40 лет немалый путь, многочисленные опытные и экспериментальные автомобили на водороде колесят по дорогам всего мира – под самыми разными марками. У прототипа GM Sequel (показан на NAIAS 2005 в Детройте) электроводородная техника уже не занимает все внутреннее пространство и упакована в “скейт-борд” толщиной в 275 мм! Сверху смонтирован 5-дверный кузов с электромеханическим управлением “по проводам” и другими наворотами.
Довольно крупный Sequel (габаритами с кадиллаковский “паркетник” SRX) построен на том же фунциональном основании, что и прототипы-предшественники AUTOnomy и Hy-wire. Силовой электроагрегат мощностью до 170 л.с. способен разогнать массивную машину с места до 96,5 км/ч (60 миль) примерно за 9 сек. Горючее запасается в баллонах под давлением в 700 бар – всего около 8 кг водорода. Sequel берет на борт 5-х взрослых, причем пробег на полной заправке достигает 480 км – как у нормальной легковушки с бензобаком.
Говорящее название: “сиквел” (продолжение удачной киноленты) означало, что руководство концерна считает работу по созданию коммерчески оправданного автомобиля с ТЭ успешной - и намерено идти до победного конца. Смущает только, что новых прототипов с ТЭ никто с тех пор не показывает – за редчайшими исключениями. Впечатление такое, что эйфория начала десятилетия угасла, светлые водородные перспективы откладываются примерно до 2020 и усилия автомобилестроителей вновь сосредоточиваются на совершенствовании старого доброго двигателя внутреннего сгорания. На природном газе, на спиртовом топливе – да еще в составе “гибридных” силовых агрегатов.
Между Electrovan и Sequel без малого 4 десятка лет. И что же, годы летят, а масштабные НИОКР по водороду до сих пор без коммерческого результата? Так или иначе, опыт есть. Как говорят в науке, отрицательный результат так же ценен, как и положительный: он увеличивает наше знание. |