|
ТОПЛИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ » АВТОМОБИЛИ » GENERAL MOTORS HY-WIRE |
GM Hy-Wire («хай-вайр», от слов hydrogen, «водород», и wire, «провод»).
Он создан на базе концепта Autonomy. Однообъемник - первый из множества кузовов, которые можно надевать на «автономное» шасси. Самый первый ходовой макет сделали на Bertone.
Шасси Hy-Wire ориентируется на достижения дня сегодняшнего, а потому заметно отличается. В первую очередь габаритами - его толщина не 6, а 11 дюймов (280 мм) - при нынешних размерах топливных элементов и баллонов со сжатым до 35 МПа водородом это неизбежно. Толщина "платформы" уменьшается на 50 мм только в носовой и кормовой части, где нет сложных механизмов. В середине "скейтборда" расположены три компактных баллона из углепластикового композита, которые весят 75 кг. Они вмещают всего... 2 кг сжатого водорода, которых хватает, чтобы проехать примерно 250 км. Ничего не поделаешь: водород действительно самый легкий газ. Впрочем, в ближайшее время будут готовы баллоны на 70 МПа, которые при том же объеме вдвое вместительнее, а запас хода также возрастет вдвое. Хотя батарея топливных элементов (200 штук) пиковой мощностью 129 кВт (номинальная - 94 кВт) довольно компактна, она достаточно мощна, чтобы обойтись без дополнительных аккумуляторов энергии, подзаряжаемых при торможении и отдающих энергию при разгоне. Она вырабатывает постоянный ток напряжением от 125 до 200 вольт (в зависимости от нагрузки).
С полным приводом пришлось повременить - пока нет мотор-колес с подходящими характеристиками. Их роль выполняет 60-киловаттный электродвигатель переменного тока, приводящий передние колеса через планетарный редуктор. Оставшиеся "лишние" киловатты пойдут на отопление, кондиционирование и работу приборов и оборудования, преобразованные в стандартное бортовое напряжение Hy-Wire - 42 В. Ведь в этом транспортном средстве важна не только необычная силовая установка, но и схема управления, не имеющая механических связей. По-английски это называется Drive-by-wire - управление по проводам. Обратная связь в таком случае полностью искусственная - усилие на органах управления создается по программе, заложенной в компьютер.
Собственно, эта идея не нова - подобные системы управления используются в авиации. Разработчиком и конструктором электроники для Hy-Wire стала шведская фирма SKF. Она, помимо отличных подшипников, производит еще и электронику управления шведских истребителей SAAB.
Когда приходится интегрировать автоматические устройства в систему управления, механические связи только мешают. Так, например, современные системы стабилизации работают лишь на автомобилях с электроприводом дроссельной заслонки. Только такая схема позволяет исключить неквалифицированное вмешательство водителя. Но на Hy-Wire пошли дальше - сделали электрические тормоза и руль, свободные от гидравлических систем и механических соединений.
|
|
|
|