АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВИДЫ ТОПЛИВА

e-mail  

 ТОПЛИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ » АВТОМОБИЛИ » GENERAL MOTORS HY-WIRE

    GM Hy-Wire («хай-вайр», от слов hydrogen, «водород», и wire, «провод»).
    Он создан на базе концепта Autonomy. Однообъемник - первый из множества кузовов, которые можно надевать на «автономное» шасси. Самый первый ходовой макет сделали на Bertone.
    Шасси Hy-Wire ориентируется на достижения дня сегодняшнего, а потому заметно отличается. В первую очередь габаритами - его толщина не 6, а 11 дюймов (280 мм) - при нынешних размерах топливных элементов и баллонов со сжатым до 35 МПа водородом это неизбежно. Толщина "платформы" уменьшается на 50 мм только в носовой и кормовой части, где нет сложных механизмов. В середине "скейтборда" расположены три компактных баллона из углепластикового композита, которые весят 75 кг. Они вмещают всего... 2 кг сжатого водорода, которых хватает, чтобы проехать примерно 250 км. Ничего не поделаешь: водород действительно самый легкий газ. Впрочем, в ближайшее время будут готовы баллоны на 70 МПа, которые при том же объеме вдвое вместительнее, а запас хода также возрастет вдвое. Хотя батарея топливных элементов (200 штук) пиковой мощностью 129 кВт (номинальная - 94 кВт) довольно компактна, она достаточно мощна, чтобы обойтись без дополнительных аккумуляторов энергии, подзаряжаемых при торможении и отдающих энергию при разгоне. Она вырабатывает постоянный ток напряжением от 125 до 200 вольт (в зависимости от нагрузки).
    С полным приводом пришлось повременить - пока нет мотор-колес с подходящими характеристиками. Их роль выполняет 60-киловаттный электродвигатель переменного тока, приводящий передние колеса через планетарный редуктор. Оставшиеся "лишние" киловатты пойдут на отопление, кондиционирование и работу приборов и оборудования, преобразованные в стандартное бортовое напряжение Hy-Wire - 42 В. Ведь в этом транспортном средстве важна не только необычная силовая установка, но и схема управления, не имеющая механических связей. По-английски это называется Drive-by-wire - управление по проводам. Обратная связь в таком случае полностью искусственная - усилие на органах управления создается по программе, заложенной в компьютер.
    Собственно, эта идея не нова - подобные системы управления используются в авиации. Разработчиком и конструктором электроники для Hy-Wire стала шведская фирма SKF. Она, помимо отличных подшипников, производит еще и электронику управления шведских истребителей SAAB.
    Когда приходится интегрировать автоматические устройства в систему управления, механические связи только мешают. Так, например, современные системы стабилизации работают лишь на автомобилях с электроприводом дроссельной заслонки. Только такая схема позволяет исключить неквалифицированное вмешательство водителя. Но на Hy-Wire пошли дальше - сделали электрические тормоза и руль, свободные от гидравлических систем и механических соединений.

GM Hy-WireGM Hy-WireGM Hy-WireGM Hy-WireКонсоль со штурвалом может «переползать» слева направо. Обратите внимание на простор — на полу, кроме регулируемых опор-подножек, ничего нет
Схема ручного управления концепт-каром GM Hy-WireБеспедальное управление «по проводам»: электрические исполнительные механизмы - никакой механической связи с колесами и тормозамиДвери - распашные, без центральной стойки. Все кресла имеют продольную регулировку с сервоприводом и «прозрачные» спинки, натянутые на металлический каркасДвери - распашные, без центральной стойки. Все кресла имеют продольную регулировку с сервоприводом и «прозрачные» спинки, натянутые на металлический каркасПри таком положении штурвала передние колеса повернуты вправо до упора. В неподвижную «ступицу» встроен экран камеры заднего вида
Внизу на центральной консоли - дисплей (скорость отображается в милях в час), клавиши режимов «трансмиссии» (P-R-N-D), управления светом и продольной регулировки подножекАлюминиевый подлокотник на двери - тоже с сервоприводомВместо наружных зеркал - видеокамеры с экранами у оснований стоекТак выглядит «автономное» шасси со снятым кузовом. Подвески - двухрычажные, трехфазный асинхронный электромотор (250—360 В, 60 кВт, 215 Нм) и планетарный понижающий редуктор (8,7:1) расположены между передними колесами. Внутри алюминиевой рамы плотно упакованы три композитных баллона со сжатым водородом и батарея из 200 топливных элементов (125—200 В, до 129 кВт в пике). Кузов - из стали и фибергласаТак выглядит «автономное» шасси со снятым кузовом. Подвески - двухрычажные, трехфазный асинхронный электромотор (250—360 В, 60 кВт, 215 Нм) и планетарный понижающий редуктор (8,7:1) расположены между передними колесами. Внутри алюминиевой рамы плотно упакованы три композитных баллона со сжатым водородом и батарея из 200 топливных элементов (125—200 В, до 129 кВт в пике). Кузов - из стали и фибергласа
Экспериментальные исполнительные механизмы электротормозов (вверху) и рулевого управления выпущены концерном SKFКомпоновка GM Hy-Wire

Творческая Мастерская АВТООБОЗ © 2006 Александр ФЛЕГЕНТОВ  
Hosted by uCoz