АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВИДЫ ТОПЛИВА

e-mail  

 ПРЕССА

ГОРШОК С ЗОЛОТОМ НА КОНЦЕ РАДУГИ

Владимир МАТВЕЙЧУК
Автомобили

    Автомобиль - едва ли не ярчайшая материализация гегелевского постулата о единстве и борьбе противоположностей. И без него прожить нельзя, но и с ним горя хлебнешь, ведь даже самый совершенный лимузин в прямом смысле слова отравляет все вокруг. А все потому, что долгое время попытки усмирения распоясавшегося «баловня века» походили на вольные упражнения в клетке из заблуждений. Пока каждый специалист считал свое направление важнейшим, дело шло со скоростью ледника, сползающего с вершины Эвереста. Каких успехов можно добиться при комплексном подходе к решению проблемы, показал Ford Motor.
    Формально географический центр Западной Европы находится в Страсбурге, на что недвусмысленно указывает надпись на камне у Европарламента. Это - территория Франции, но есть куда более подходящая точка - «ничейный» холм с вековым дубом, где сходятся границы Бельгии, Нидерландов и Германии. Русалка там, правда, на ветвях не сидит, зато в получасе езды, в немецком Аахене, недавно вырос сказочный дворец под названием Ford Forschungszentrum Aachen стоимостью 35 млн. долларов. Именно здесь на 10 000 м2 800 сотрудников научно-исследовательского центра в содружестве с 40 университетами и институтами из 12 стран и собираются лет через пять «сказку сделать былью». Так что близость к «ничейной» земле несет еще и философскую нагрузку - создание экологически чистого автомобиля стало делом международным. Впрочем, руководящая и направляющая роль Ford Motor очевидна. Достаточно просто зайти в холл, выполненный в форме голубого овала из 288 огромных стекол.
    Своим главным достижением американцы считают Ford P2000, на котором в обществе Уильяма Клея Форда-младшего ездил сам президент Германии Шредер. Прелесть этого очень похожего на Mondeo семейного седана в том, что из его выхлопной трубы капает чистая вода - я даже, хотите верьте, хотите нет, попробовал ее на вкус. В хвостовой части автомобиля установлен бак с метанолом, а под капотом смонтировано 400 топливных ячеек массой 172 кг, нагнетатель и вспомогательное оборудование. При температуре всего 85°С в результате хитроумного процесса из метанола выделяется водород, который окисляется в топливных ячейках кислородом воздуха, подаваемым под избыточным давлением. Освобождающаяся при этом энергия питает электромотор отдачей 120 л.с. и 190 Нм, позволяющий немаленькой машине (длина 4747 мм, база 2781 мм, снаряженная масса 1541 кг) разогнаться до 145 км/ч, набрать «сотню» за 14,0 с и пройти на одной заправке 160 км. Проблема решена? Не совсем.
    Особого восторга езда на P2000 не вызывает - сильно досаждает воющий, как разъяренная ведьма, нагнетатель. Его создатели пока разводят руками и обещают совладать со строптивым механизмом года через три. Вторая беда состоит в том, что стоит автомобиль около 35000 долл., - примерно столько же, сколько и известный нашим читателям GMC EV-1. До запуска в производство в 2004 г. цену обещают снизить до 15000. Уменьшить стоимость топливных ячеек, содержащих драгоценные металлы, помогут партнеры, среди которых и DaimlerChrysler. Но проблема не только в этом, а еще и в борьбе за снижение массы - столь приличные результаты получены во многом благодаря использованию легких металлов. Например, алюминиевый кузов на 40% легче стального, а магниевый картер КПП весит только 8 кг - на четыре меньше, чем алюминиевый. И сами металлы, и углепластик дороги и нетехнологичны, но их применение дает превосходные результаты. Пример тому - тот же P2000, который с 1,2-литровым экспериментальным двигателем DIATA при снаряженной массе в 900 кг потребляет не более 3,8 л бензина на 100 км. Так что, как ни крути, а будущее за легкими материалами, и в лаборатории, занимающейся ими, настроения по поводу массового внедрения «легковесов» отнюдь не пораженческие.
    Второе приоритетное направление - использование так называемых альтернативных видов топлива. Главная «звезда» здесь - прототип Mondeo ST250 ECO, над дизайном которого работал главный стилист Aston Martin Иан Коллам. Под капотом у этого «крутого» седана - наддувная 3,0-литровая V-образная «шестерка» Druatec мощностью 250 л.с., работающая как на сжиженном газе, так и на бензине. Насколько серьезен этот аппарат говорит хотя бы тот факт, что 5-ступенчатую секвентальную КПП для него разрабатывал английский Prodrive, готовивший чемпионские раллийные Subaru для мирового первенства. Этот седан - своего рода эталон, и о запуске его в серию пока речь не идет. А вот стандартный Mondeo с аналогичным топливным оборудованием, как Transit и Focus со сжатым газом вместо сжиженного, появится в продаже в конце года.
    Все эти модели функционируют по единому алгоритму. Запуск осуществляется на бензине, но через 5-10 секунд двигатель автоматически переходит на газ и работает на нем до опустошения баллона. Впрочем, водитель может выбрать топливо и самостоятельно, для чего существует переключатель на торпедо. В газовом выхлопе на 20% меньше СО2 и на 15-50% (в зависимости от типа топлива) - серы. К тому же газ дешевле солярки, и работающий на нем двигатель втрое тише дизельного эквивалента. Ford, занимающийся двухтопливными системами 40 лет, намерен вложить в их массовое внедрение, включающее и заправку, 1 млрд. долл. в течение пяти лет. У программы хорошие перспективы, особенно если учесть, что к ней намерены присоединиться Mobil, Shell и BP - нефтяные гиганты не собираются упускать свой кусок «газового» пирога.
    Разумеется, не забыты и электромобили, более того, здесь Ford вступает в совершенно неизведанный для себя рыночный сектор. В содружестве с норвежским алюминиевым гигантом Nordic AS и Lotus Engineering создан карликовый, длиной всего 2991 мм 2-местный TN!NK. У автомобиля алюминиевая несущая ферма, пластмассовый кузов (этим же материалом отделываются салоны аэробусов), а источником питания служат никель-кадмиевые батареи, за 7 часов перезаряжающиеся от бытовой сети (80-процентная зарядка занимает 4-6 часов) и служащие 10 лет. Одной заправки хватает на 85 км пробега, а максимальная скорость достигает 90 км/ч. Ежегодно под Осло будет выпускаться 5000 «малышей», и значительную часть первой партии уже заказала всемирно известная прокатная контора Hertz.
    Однако как в свое время Mercedes-Benz не рискнул ставить свою звезду на крошечный Smart, так и TN!NK не несет на капоте легендарного синего овала. Еще бабушка надвое сказала, что выйдет из альянса с норвежцами... Другое дело - пикап Ranger EV, уже продающийся в Калифорнии. Его трехфазный двигатель переменного тока мощностью 90 л.с. питается от никель-металгидридных батарей, более легких, чем традиционные свинцово-кислотные, что позволило увеличить грузоподъемность с 320 кг до 545 кг, а пробег довести до 110-130 км. А благодаря специальному устройству 80-процентная зарядка батареи происходит всего за 15-20 минут!
    И тем не менее все успехи на «зеленой» ниве отнюдь не означают, что двигатели внутреннего сгорания отжили свое. Но требования к их экологичности ужесточаются на глазах - с 1 января 2000 г. вступили в силу нормативы EVRO III, а ровно через пять лет содержание CO, CH и NОx в выхлопе должно стать еще вдвое меньшим. Ka и Fiesta будут соответствовать EVRO IV уже в этом году.
    Но если в своем стремлении бежать впереди эколого-законодательного паровоза Ford неоригинален, то его желание самостоятельно исследовать атмосферные процессы и даже прогнозировать их развитие просто беспрецедентно. За лабораторию, находящуюся в Аахене, в Гидрометцентре продали бы душу дьяволу. А есть еще и Ford Transit Mobile Air Quality, на который образовалась настоящая очередь, и в первых рядах стоит сам Рединг, главный мировой центр погоды. Под панелями обычного микроавтобуса с высокой крышей скрывается не имеющая аналогов мобильная метеостанция, позволяющая получать, обрабатывать и рассылать через Интернет заказчикам почти всю мыслимую информацию о состоянии атмосферы - от скорости ветра на стандартной высоте измерения до наличия загрязняющих веществ. Стоит такой комплект аж 700000 долларов, но он того стоит.
    Я далек от мысли, что компания пошла на огромные затраты исключительно из любви к окружающей среде. Сегодня жизнь заставляет «позеленеть» даже самых отпетых «акул капитализма», а выигрывают от этого все, в том числе и те же «акулы». И вообще, сто раз был прав Дэн Сяопин, утверждавший, что неважно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей. По-моему, в Аахене умеют не только мышей ловить, но могут и найти горшок с золотом на конце радуги. И распорядиться им с умом!

Ford P 2000Ford Mondeo ST 250 ECOFord Ranger EV


Творческая Мастерская АВТООБОЗ © 2006 Александр ФЛЕГЕНТОВ  
Hosted by uCoz